Бесплатно доставим товары до пункта выдачи CDEK при заказе от 6000 рублей.
Корзина
Ваша корзина пуста
Выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку "В корзину"
Отложенные товары
Отложенных товаров нет
Выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку "В избранное"
Заказать звонок
Логин
Пароль
Зарегистрироваться
После регистрации на сайте вам будет доступно отслеживание состояния заказов, личный кабинет и другие новые возможности

Федоскинские шкатулки

30.09.2020
История федоскинский миниатюры и ее отличие от лаковых миниатюр других русских школ.

Шкатулка из перламутровой раковины

В России существует четыре основные школы лаковой миниатюры – Холуй, Палех, Мстёра и Федоскино. Благодаря художникам Федоскино, в России появилась еще одна узнаваемая  техника росписи шкатулок, которая стала известна во всем мире. Каталог федоскинской лаковой миниатюры можно посмотреть тут.

Свое начало эта техника берет еще в XVIII веке, когда возле села Федоскино начала свое производство Лукутинская фабрика. Именно она считается родиной федоскинской миниатюры (раньше фабрика находилась в деревня Данилково, но с 2015 года эта деревня относится к селу Федоскино). В самом начале владелец фабрики Петр Коробов производил лаковые козырьки для головных уборов. Со временем, Коробов захотел расширить свое производство. Он поехал в Германию и познакомился там с известной на то время техникой изготовления изделий – папье-маше. С ее помощью изготавливали шкатулки, табакерки и другие интересные вещицы. Коробов решил расширить свое производство и тоже запустил в него шкатулки из бумаги. 

История изготовления

В начале на шкатулки просто наклеивали картинки, но особой популярности такие изделия не приносили. Работающие на фабрике художники из Федоскино решили содействовать производству и попробовали создать что-то свое. Дополнительно, с Германии Коробов пригласил несколько художников, которые согласились обучить и повысить уровень местных мастеров. Федоскинские художники не равнялись на простоту и легкость, им хотелось создавать что-то особенное. Если роспись – то приближенная к эпохе Возрождения, и если техника – то только сложная живописная миниатюра. Именно это и сделало их изделия известными на весь мир.  

На уровень производства фабрики очень повлияло замужество дочери Коробова с известным купцом Петром Лукутиным. Он значительно увеличил уровень техники художников, содействовал их обучению. Кроме того, благодаря Лукутину у мастеров фабрики были свои преимущества: уже в XIX веке они получали полный соцпакет, благодаря чему отдавали все свои силы на качественную и скрупулезную работу. 

Шкатулка папье-маше, федоскинская роспись

Высокое качество изделий позволило Лукутину в 1828 году получить право клеймения изделий гербом Российской империи, что означало, что у шкатулок просто превосходное качество. С виду небольшая шкатулка имела действительно высокое качество: ей гарантировали срок службы в 100 лет, она могла выдерживать высокие температуры и была тем изделием, которое могло переходить по наследству. 

Шкатулки изготавливали очень кропотливо. На создание одного изделия мастер мог тратить до полугода, поэтому в свое время такие шкатулки приобретали только обеспеченные семьи. Каталог наших шкатулок Федоскино смотри тут.

Расцвет фабрики и производства пришел на 1840-1850-е годы, когда фабрикой управлял Пётр Лукутин со своим сыном Александром. Изделия стали настолько известны на территории России и за рубежом, что в свое время все русские лакированные изделия начали называть “лукутинскими”. После, фабрика перешла внуку, но уже при нем она не приносила доходов. Внук всячески старался поддерживать производство, но так как у него не было наследников, после смерти его жена закрыла неприбыльное производство.  Большое количество художников осталось без работы. Некоторые перешли работать в соседнее Жостово на производство известных жостовских изделий, оставшиеся художники благодаря финансовой помощи Саввы Морозова организовали свою Федоскинскую артель бывших мастеров Лукутина. 

Шкатулка Федоскино пейзаж, ручная росписьИзделия артели не уступали лукутинским, но после революции настали сложные времена для федоскинцев. В 20-х годах XX века сюжеты росписи частично изменились, но старые традиции тоже сохранились. К 1937 году изделия снова завоевали популярность, и художники артели получили награду на выставке в Париже. 

Уже в 60-х годах федоскинским художникам разрешили работать в Третьяковской галерее, чтобы снимать копии со знаменитых картин и расширять тематику своих изделий. К началу 70-х годов федоскинские художники продолжают искать новые сюжеты и идеи для своей росписи. С того времени на шкатулках начинают часто изображать сюжеты из русских сказок, но продолжают писать и известные картины. Кроме того, именно к этому времени художники получили полную свободу самовыражения, как в самой росписи, так и в форме своих изделий. 

Отличие Федоскинской лаковой миниатюры от других школ в том, что они используют масляные краски вместо темперных. Кроме того, Федоскинская миниатюра не имеет иконописного прошлого, она возникла полностью из “светской” жизни и это заметно по ее технике. Сюжеты федоскинской росписи отличаются полным разнообразием, но современные работы сохранили традиции классического нанесения красок. 

Изюминка федоскинских шкатулок – особое свечение и исходящий от росписи "свет". Это происходит благодаря нанесению лессировочных красок и различным техникам покрытия. Для себя можно найти изделия на любой вкус. Федоскинские шкатулки – очень уютные и атмосферные. Они подойдут на подарок близкому человеку и будут хорошим украшением интерьеру. Каталог наших изделий можно посмотреть по ссылке.